Обзор редких коллекционных маслкаров: De Tomaso Pantera, Bizzarrini 5300 GT, Monteverdi Hai 450 SS
Дорогие суперкары, более доступные спортивные купе и даже дешёвые семейные модели – всех этих категорий коснулся эксклюзивный и не рядовой дизайн из-за которого они приобрели известность, не исчезнувшую даже в наши дни.
Имея главные офисы и производство в Европе, Ferrari и Alfa Romeo делали автомобили, обретшие популярность и в США. Однако, у американцев также хватало предметов для гордости. И мы не говорим о громадных хромированных Кадиллаках и Бьюиках (это вообще тема для отдельного разговора), а легендарных маслкаров.
Эта целая американская эпоха началась в начале 1960-х годов и перешла в следующее десятилетие с Фордом, Крайслером и упряжкой Дженерал Моторз, сражавшейся за лидерство сразу в нескольких сегментах.
Лошадиных сил было много, объём двигателя доходил до границы воображения, а восьмицилиндровые двигатели звучали не хуже, чем Led Zeppelin или Black Sabath. Но, несмотря на все привилегии владения маслкаром, не всем они нравились.
Главные плюсы, которыми они обладали, а это низкая цена и высокая мощность, часто перекрывались не менее заметными минусами – отсутствием оборудования, отвечающим за комфорт. А у итальянских машин оно было.
Такого богатства, как на Ferrari, Lamborghini или Maserati они не имели, что и делало их менее популярными, но и свою достаточно большую армию поклонников они смогли завоевать.
Понятно, что две этих итальянских автомобильных породы имели куда больше отличий, но мы сейчас не собираемся это обсуждать. Мы сфокусируемся на тех спорткарах, которые пытались и, частично, достигли успеха в том, что характеризовало автомобиль, как идеальное создание: итальянский дизайн и американский двигатель V8. И чтобы сделать это, нам придётся вернуться на 50-40 лет назад.
Пусть некоторые из этих автопроизводителей ушли с арены, некоторые из их детищ живут по сей день, ставших редкими коллекционными дорогими экземплярами, тем самым заработав место в нашем личном зале славы.
De Tomaso Pantera
Основанная в 1959 году аргентинцем Алехандро де Томазо в итальянской Модене компания – единственная в нашем списке, существующая в той или иной форме и в наши дни. Первоначально De Tomaso Automobili сосредотачивалась на создании гоночных автомобилей, но позже стала производить спортивные и роскошные модели.
Известность De Tomaso принесли не Mangusta или Deauville, а Pantera, представленная в 1970 году. Дизайн родился в ателье Ghia, а конкретнее – под карандашом Тома Тьярда (за фейслифтинг позже отвечал Марсело Гандини).
Из 5,8-литрового V8 удалось выжать 330 л.с., а поскольку главным рынком для автомобиля являлась Америка, то он получил несколько привлекательных особенностей, устанавливавшихся уже в базовую комплектацию. Это были электрические стеклоподъёмники и кондиционер, который в то время был настоящей экзотикой для Европы.
Максимальная скорость – 250 км/ч а разгон с места до сотни – за 5,8 с. Продававшаяся до 1992 года, позже Пантера получила фордовский 5,0-литровый мотор на 500 л.с. Всего было продано 7260 экземпляров и даже сам Элвис Пресли не смог устоять от соблазнительного оскала итальянской пантеры.
Bizzarrini 5300 GT
Тот самый Биццаррини, который приложился к Iso Grifio, создал в Ливорно свою компанию Prototipi Bizzarrini , которая смогла породить прекрасное купе 5300 GT. Шасси и мотор были от Grifio, но кузов свой и создал его тот же Джорджетто Джуджаро. Биццаррини использовал весь свой опыт, который получил при строительстве знаменитой Ferrari 250 GTO, и поместил двигатель как можно глубже (в колёсную базу) для оптимального распределения веса по осям.
С 370 лошадиными силами 5300 GT была мощнее Ferrari 275 GTB и версии дорожной Strada, имевшей небольшое отличие в оборудовании. Трековый вариант Corsa получил более тугое управление, лёгкий кузов и больше мощности.
Неприятным моментом во всей этой эксклюзивности был салон, страдающий от чрезмерной жары и шума мотора. Не так давно, как минимум два экземпляра 5300 GT Strada были проданы на аукционе более, чем за $400000.

Monteverdi Hai 450 SS
Последний автомобиль, о котором мы хотим рассказать, необычный по нескольким аспектам. Прежде всего, его делали в Швейцарии – стране без автомобильной истории и наследия. К тому же, в движение он приводился двигателем Hemi V8 и так и не покинул статус прототипа. В конце пятидесятых-начале шестидесятых годов Питер Монтеверди продавал и водил гоночные автомобили, а в 1967 году основал свою компанию в Биннингене.
Кроме моделей 375 High Speed и внедорожника Safari, Монтеверди хотел создать настоящий суперкар, который бы стал прямым конкурентом Ferrari, Lamborghini и Maserati. Именно по этой причине в 1970 году на автосалоне в Женеве и появился Hai 450 SS с крайслеровским 7,0-литровым 450-сильным мотором. Говорят, что прототип пурпурного цвета был создан дизайнером Тревором Фиоре, хотя некоторые источники авторство приписывают Пьетро Фруа.
Максимальная скорость значилась на отметке 289 км/ч, а разгон до сотни составлял 4,8 с. Планировалось создать 49 экземпляров, но кроме двух прототипов (другой – Hai 450 GTS – был с увеличенной колёсной базой, дверными ручками и выкрашен в красный цвет) ни одна серийная модель построена не была. Скорее всего, причиной была цена автомобиля в $27000, что по тем временам было почти космической суммой.